Выбор бумаги для струйной печати
Помимо сортов бумаги, рекомендуемых производителями струйных принтеров, существует масса других носителей — материалов, на которых можно напечатать цифровую фотографию. Естественно, что и результаты получаются самыми разными — от просто кошмарных до действительно потрясающих.
Если чернила — левая рука струйной печати, то носитель — ее правая рука. Одно без другого не существует.
Разнообразие носителей огромно — их сортов гораздо больше, чем чернил: бумага с покрытием и без покрытия, акварельная бумага, люстровая пленка и пленка для подсветки, холст, ткань, винил, пластик и полиэфир. Все, на чем держатся чернила и что можно заправить в струйный принтер, кто-нибудь обязательно использует в качестве носителя.
Однако прежде чем экспериментировать, рискуя остаться без принтера, давайте разберемся, из чего сделаны разные типы носителей и что с ними происходит при печати.
Бумага для струйной печати состоит из следующих основных компонентов:
- основа, или подложка,— формирует структуру бумаги, определяет ее толщину, вес и прочность;
- клей — вводится внутрь основы или наносится на поверхность, чтобы связать или стянуть волокна;
- чувствительное покрытие — имеется в большинстве сортов бумаги для струйной печати; именно благодаря различным типам покрытия фотохудожники сегодня могут печатать фотореалистичные изображени;
Все типы бумаги для струйной печати можно разделить на четыре большие категории: высшего сорта, для струйной печати, художественная и с покрытием.
Бумага высшего сорта.
Обычная бумага "высшего сорта" используется в лазерных принтерах и офисных копирах. Такая бумага состоит главным образом из древесины, содержащей волокна целлюлозы и лигнин — натуральный клей, соединяющий эти волокна. Бумага высшего сорта обычно пропитывается специальной смолой для повышения плотности и каландируется, то есть проглаживается между двух металлических катков. Такая бумага не очень подходит для струйной печати, за исключением твердочернильных принтеров и некоторых других моделей, рассчитанных на обработку этого минимально приемлемого бумажного носителя. Помимо того, что качество изображения снижается из-за пропитывания бумаги чернилами, главной проблемой является наличие в такой бумаге клея на смольной основе, создающего кислую среду, и лигнина, который со временем затвердевает и в конце концов разрушает бумагу вместе с отпечатанным на ней изображением (именно из-за лигнина газетная бумага желтеет).
Художественная бумага.
В эту группу входят высококачественные сорта художественной бумаги, десятилетиями используемая обычными художниками. На такой бумаге можно печатать и струйным принтером, но, как правило, только водорастворимыми чернилами. Художественная бумага бывает грубой, холодной прессовки (более гладкая) и горячей прессовки (самая гладкая). Основным ингредиентом бумаги являются волокна целлюлозы, получаемой из различных растительных источников, в том числе дерева (наиболее распространенный) и хлопка. Художественная бумага высшего качества делается из хлопчатобумажных отходов. Хлопковые волокна содержат главным образом альфа-целлюлозу — наиболее чистую форму целлюлозы. Именно благодаря хлопку удается получить самую стабильную художественную бумагу, более устойчивую к разрушающим воздействиям, чем бумагу на основе дерева. В такой бумаге нет смольного или лигнинового клея (и, соответственно, компонентов, образующих кислую среду). Зато в ней есть агенты, создающие щелочной буфер, такие как карбонат кальция, от которых в бумаге повышается уровень pH. Поверхность художественной бумаги иногда покрывается крахмальным или желатиновым клеем.
Бумага для струйной печати.
Именно такая бумага чаще всего используется для струйной печати. Бумага с покрытием, к которой принадлежат и некоторые сорта художественной бумаги, имеет на поверхности чувствительное покрытие, предназначенное для лучшего восприятия чернил и формирования изображения. Такое покрытие содержит самые разные компоненты, в том числе окись алюминия, кварц, глину, двуокись титана, карбонат кальция и различные полимеры. Покрытия предназначены для усиления желательных эффектов, таких как высокое качество изображения, хорошее сцепление с чернилами, широкая цветовая гамма, слабое впитывание чернил в основу, высокая яркость и т.п. Благодаря покрытию меняется и вид поверхности: она получается глянцевой или матовой, либо представляет собой нечто среднее. Ассортимент бумаги с покрытием для струйной печати расширяется за счет различных сортов художественной бумаги на 100-процентной хлопковой основе. Одной из таких модификаций является сульфидная бумага. Вместо хлопковых волокон с высоким содержанием альфа-целлюлозы, источником материала для сульфидной бумаги является обычная древесина, обработанная сернистой кислотой. После добавления буферизующих агентов получается бумага, полностью состоящая из альфа-целлюлозы, с нейтральным pH. Сульфидная бумага существенно дешевле хлопковой.
Типы покрытия бумаги для струйных принтеров.
Одним из любимых производителями способов классификации бумаги с покрытием является разделение на "фотобумагу" и "художественную бумагу". Фотобумага обычно имеет смольное покрытие (resin-coated, RC) и глянцевую либо полуглянцевую поверхность, как у обычной фотобумаги. Художественная бумага часто подобна бумаге для акварели. Однако вряд ли стоит ограничиваться этими двумя категориями. Есть еще масса промежуточных вариантов, не принадлежащих тому или другому лагерю. Еще один способ классификации бумаги — по текстуре поверхности: глянцевая, матовая, полуглянцевая, сатин, шелковисто-глянцевая и т.п. Однако все это очень мало говорит о типе бумаги и о ее совместимости с различными чернилами и принтерами.
В этом смысле удобнее делить бумагу на категории по технологии покрытия: микропористое, разбухающее полимерное, или матовое, а также неверно называемое смольное. Из этих названий следует, что можно, а что нельзя делать с бумагой соответствующего типа.
Микропористое покрытие
Это сравнительно новое решение проблемы, заключающейся в том, что скорость струйной печати превышает скорость высыхания чернил. Микропористое покрытие состоит из мелких неорганических частиц окиси алюминия или кварца, благодаря чему в покрытии образуются пустоты (поры). Чернила впитываются в эти поры и высыхают быстрее. Однако по той же причине усиливается контакт чернил с воздухом, что может приводить ускоренному выцветанию. Именно из-за этого все отпечатки, сделанные водорастворимыми чернилами на микропористой бумаге, должны выставляться или храниться под стеклом или плексигласом. Микропористая бумага обеспечивает отличное качество отпечатка, и обычно имеет глянцевую или люстровую поверхность. Производители принтеров выпускают следующие сорта такой бумаги: Epson Premium Glossy Photo Paper, Epson Premium Luster Photo Paper, Epson SemiGloss Photo Paper, Canon Photo Paper Pro и Kodak Picture Premium Soft Gloss. На этой бумаге можно печатать как водорастворимыми, так и пигментными чернилами, в зависимости от их марки.
Матовое покрытие
Бумага с матовым покрытием имеет тусклую (не блестящую) поверхность, ровную или текстурированную. Такое покрытие образуется из оксидов алюминия или кремния, благодаря чему обеспечивается значительное рассеяние света, широкая цветовая гамма и хорошее впитывание чернил. На этой бумаге можно печатать и водорастворимыми, и пигментными чернилами.
Бумага с обычным и RC-покрытием: RC-покрытие напоминает бутерброд. На самом деле это не покрытие, а структура бумаги. RC-бумага существует уже давно и хорошо знакома фотографам, а теперь переселяется в мир струйной печати. Обычно ее основа располагается между двумя слоями полиэтилена, как начинка в гамбургере. Затем на верхнюю часть наносится одно из описанных выше чувствительных покрытий. Именно этот чувствительный слой определяет печатные свойства бумаги. Промежуточный слой полиэтилена играет роль барьера, благодаря которому бумага меньше коробится от интенсивного нанесения чернил.